Девушка явилась в милицию с невинной!  
03 сентября, 2016 - суббота
22-59
Коломбина

Попытка рецензии

Попытка рецензии или Вкусивши Дури по уму не плачут

Сборник повестей и рассказов Дм.Носкова называется «Источник божественной Дури», и читатель, даже не успев открыть книгу, может почувствовать некое замешательство, вызванное оксюмороном «божественная Дурь» и рисунком на обложке, изображающим фигуры трех обнаженных женщин с обращенными к небу руками (художник Alexandra Kandycheva).
Замешательство несколько усиливается по мере прочтения аннотации к книге, так как данный текст нарушает все привычные каноны жанра, согласно которым читатель должен получить внятное объяснение о содержании книги, ее главной идее, положительных и отрицательных героях, и не в последнюю очередь о том, является ли автор зеркалом русской революции или чего другого.
Но в первых же строках сообщается, что взявших в руки эту невзрачную книгу ждет не что иное, как окунание в мир унылой фантазии автора, наводненный плоскими персонажами и шаблонными ситуациями, соприкосновение с которым чревато скукой и раздражением. Если прибегнуть к сравнению любой книги со званым обедом или ужином, то аннотации служат символом аперитива, цель которого - разбудить аппетит читателя. В данном случае, аннотация-аперитив, лукаво обещая вместо изысканных блюд´- репу с брюквой, будит интерес читателя методом «от противного», и он направляется к столу, подозревая, что его ждет не совсем обычная трапеза. И это недалеко от истины, поскольку каждый, открыв «Источник божественной Дури», может найти блюдо по своему вкусу, будь то любитель чтения о вампирах, фанат фэнтези или дядя Паша, обожатель браги, Борхеса и веток сирени, упавших на чью-то пышную грудь.
Под обложкой «Божественной Дури» существует мир, населенный героями из разных эпох. Автор уверенной рукой переносит нас из одного века в другой, открывая возможность очутиться то в античной Фракии, то при осаде Смоленска в 1514 г., то в современном телевизионном мороке, то в каком-то абсолютно диковинном пространстве, где обитают странные существа, не говоря уже о необычайных домах, умеющих разговаривать и смеяться соблазнительным женским смехом. Тени известных произведений так или иначе витают над (или в) этой книгой, но витают легко и нежно, без излишнего подчеркивания. И это относится к несомненным достоинствам «Дури». Если кто-то видит скрытые цитаты, пародии на действительность, анаграммы имен, говорящие фамилии, аллюзии из Стругацких, Кэролла, Булгакова или Зои Воскресенской, – замечательно, если нет – ничего страшного. Автор не раздражает демонстрацией снобизма и не давит заумным текстом, в котором читатель вынужден мучиться подобно трактористу, посетившему с какого-то бодуна выставку постмодернизма.
Опять же, если мы сравним содержание книги с вилком капусты, а читателей – с поедателями ее(его) хрустящих листьев, то поймем, что каждый капустный лист может быть уподобен определенному смысловому слою, и уже от конкретного читателя зависит, сколько слоев (листьев) он способен считать (съесть), прежде чем доберется до кочерыжки.
Несмотря на достаточно густой метафорический слой, рассказы и повести легко читать. Легко и смешно (знаю историю, как несколько филологинь, собравшись на даче, напугали местных жителей своим хохотом, когда читали вслух рассказы о вожде пролетариата), а временами и жутковато, настолько выпукла и кинематографически отчетлива картинка изображаемого, будь то описание зараженного города, по которому пробирается одинокий персонаж, сохранивший иммунитет против страшного вируса, или же сцена, когда мальчик-официант, картавя, читает стихи Пушкина за минуту до сладостного хрипа. За минуту...или за секунду?
Кстати, о времени. Если в рассказах герои и время соотнесены друг с другом, и действие происходит либо в прошлом, либо в настоящем, то в повестях автор прибегает к сложному (не побоимся этого слова) хронотопу.
В «Дури» вроде бы все происходит в настоящем, но главный герой одновременно и создает некую реальность, и дремлет в кресле (этакое двойное параллельное время).
В «Откровении» мы перемещаемся волей автора из одной эпохи и страны в другую, следуя как тень (пусть хоть такая) за Ингвальдом, пронзающим время и пространство в поисках свежей крови, и все время возвращаемся в настоящее время, где живет второй главный персонаж, пробудивший в Ингвальде страсть, близкую к умопомешательству.
Говорят, что писатели пишут свои книги исключительно для понимания себя. В отличие от чумазой Золушки, мечущейся по кухне с кофемолкой и корытом, и все время забывающей выполнить самый важный наказ мачехи, творческие люди вместо того, чтобы заниматься какой-нибудь банальной побелкой потолка, не говоря уже о нудном перебирании фасоли, нахально позволяют себе роскошь познавания себя.
Но любому творцу нужна не только Золушка, вовремя подающая кофе или что иное, но и зритель, слушатель или читатель, который похлопает автора по плечу и скажет: «Хорошая у тебя дурь!».
А читателю, необходим тот, кто, познавая себя, отразит и его (читателя) в зеркале воссозданной реальности. Тем более, что автор «Божественной Дури» предлагает нам не просто зеркало, а пространство с множеством зеркал, блуждая по которому, кто-то увидит знакомые черты в девочке (рассказ «Девочка дура") или Олигофалле («Фракийский колпак»), в Птице, влюбленной в того, кто сможет помочь обрести ей свою индентичность или в участниках телевизионного ток-шоу («Источник божественной Дури»), в отце Сергии, решившим поменяться с Раскольниковым своим хобби («Два топора»), зомби («Благодать продавших»), или в Себастьене, по понятным причинам не очень знакомого с фразой «Трусость – самый страшный порок», и поплатившемся за это, ибо незнание классики не освобождает от ответственности за свою душу.
Вполне может быть, что все эти игры теней и света в пространственных и временных рамках автор придумал просто для того, чтобы развлечь или рассмешить только себя, но вместе с ним вынуждены смеяться и те граждане, которые решились припасть к данному источнику.
Чего стоит совершенно убийственное по своей ироничности описание гламурных приготовлений Птицы к свиданию с Пановым, в котором каждая женщина может узнать себя (если она, конечно, честна сама перед собой), издевательские стрелы в адрес представителей творческих профессий, что крутят свои «интеллектуальные сальто» по причине «болезненной живости ума» или жутковатый комизм ситуации, когда мама Степанова признается ему черт знает в чем.
А диалог Барматорского и Бороды про Борхеса, не лишенный налета релятивизма?
«Борода: - Не надо никого знать. Просто должны быть я, Борхес и брага!
Барматорский: - Чушь какая!
Борода: - Сам ты чушь! Борхесу нужен я, потому что без меня, когда я не поминаю его имя, он не существует. А мне нужна брага, потому что брага не существует, пока я ее не пью. И только браге никто не нужен, поэтому мы идем к ней, а не она к нам.»
Но что же с кочерыжкой, спросите вы?
Кто знает, в каком месте автор ее запрятал... Пусть читатель сам откроет стилизованный под старинную кожу переплет, на обложке которого изображены три грации и два пятачка, и отправится в путь к источнику божественной Дури, приняв на посошок браги или чего другого.

Голосовать
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Результат:
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
04.09.16 02:48FoxDown
Как это комментировать?
04.09.16 22:48Muddy_Roger
Прекрасная рецензия на выдающееся явление в современной литературной жизни.
С удовольствием прочел и полностью согласен.
Любопытно, что говорить об оксюмороне в названии ИбД нужно обязательно с оглядкой на авторитетный источник, каковым является апостол Павел. Именно он в 1-м послании к Коринфянам, 1:25 взялся баловаться с сочетанием казалось бы несочетаемого: «Ибо дурь Божья превосходит мудрость человеческую, а слабость Божья сильнее силы человеческой».
(сравни англ. For the foolishness of God is wiser than human wisdom, and the weakness of God is stronger than human strength).
06.09.16 00:46Коломбина
Какое классное наблюдение, Роджер! Вот что значит доскональное знание авторитетных источников. А правило капустного листа работает и на отсвете от ИБД. Вы увидели реминисценцию с отсылкой на прототекст с цитатой из апостола, а на ФБ кто-то среагировал исключительно на имя З.Воскресенской.)
06.09.16 19:21FoxDown
Всё-таки "Дурь" в конкретном случае вовсе не то же самое, что foolishness. Но это даже забавно.
10.09.16 05:18Коломбина
Какие-то любопытные штуки происходят после написания данного опуса. Во-первых, увидела в недавно открывшемся магазине на соседней улице изумительной красоты корыто, материализовавшееся как-то вдруг, а во вторых, с изумлением узнала, что Зоя Воскресенская, автор рассказов о Ленине, активно занималась разведывательной деятельностью в Финляндии и Швеции, работая в ОГПУ И НКВД. А если бы континуальный поток надиктовал другое имя?...
10.09.16 14:06Muddy_Roger
Денис Драгунский презентовал свое "Дело принципа" в одно время и в одном месте (то есть синхронотопно) с презентующим свою книгу Дмитрием - на МКЯрмарке 9.09. Зарисовал там глыбкомысленную зарисовку с натуры - http://www.facebook.com/denis.dragunsky/posts/1342715415753623
Зарисовка мгновенно напомнила одиозную сцену из ИБД с чудовищным камлающим телевизором и девушках в кокошах и с носами двух типов - страницы 204-206 обсуждаемой нами тут жемчужины.
10.09.16 15:30FoxDown
Видел эту бабу, она объясняла тайный смысл женской позы в сексе. Пришлось бежать от этого стенда, как и от стенда Вассермана, Михалкова, Донцовой. Единственный стенд, который мне понравился, это где писатель-кулинар стояла за кухонной плитой и объясняла любителям литературы особенности приготовления яблочного пирога. Это было самое массовое собрание народа на книжной выставке. Видимо, яблочные пироги представляют собой самую влекущую из неразгаданных тайн мироздания.
10.09.16 19:08Коломбина
Роджер, так тут вообще сплошная материализация происходит. Эк, как челябинская Король иллюстрирует вышеназванные страницы.
https://www.youtube.com/watch?v=HbLkvGPHRzc
10.09.16 19:15Коломбина
Фокс, вы, надеюсь, сфоткались с Вассерманом, как это принято в некоторых кругах, взяли автограф у Михалкова и рецепт яблочного пирога у кулинарной писательницы?
10.09.16 23:51FoxDown
К сожалению, поклонники литературы интересовались не литературой, а кулинарией, Михалковым и Вассерманом, не давая мне возможности подойти к моим кумирам. Но живот Вассермана я всё-таки увидел, и он впечатался в мою память не хуже автографа. Развидеть бы это теперь.
31.10.16 16:07alesie
Была у нас на заре моей туманной юности китайская антикварная лавка (не в смысле предмета мебели, а некого подобия небольшого магазина). Вот. Для меня в ту пору стал настоящим откровением многократно увеличенный поток интересующихся китайским антиквариатом аккурат после того, как напротив нашей лавки открыли лавку по продаже колбасы. Увы рецепт привлечения публики куда- либо прост до примитивизма. Просто добавь еды. Возможно даже, что не важно какой. "Откровение"- кстати, еще одна любопытная повесть ДМ. Рекомендую. Тоже хотелось бы предметно обсудить
01.11.16 00:48FoxDown
Я тоже считаю, что осудить это необходимо, так как никто эту повесть увидеть не должен, чтобы не пустить в свою душу скверну и порок, которые явственно видны в сценах половых актов и другого насилия.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Все теги
2009 (12)Армия (13)байки (64)басни (41)бюджет (5)видео (37)водка (14)выступление (43)даты (23)девушка (4)детектив (14)дети (4)детская комната (16)ёбвгд или гибдд (8)ёпрст (20)женщина (24)жизнь (58)журнал (33)интервью (13)интернет (5)ироническая поэзия (368)истории из жизни (110)каламбуры (45)КВН (5)конкурс (10)концерт (25)красная бурда (156)Кремль (5)крылатые фразы (12)любовь (39)Любовь (32)миниатюры (36)Москва (15)мысли (51)мысля опосля (17)ни о чём (28)новый год (4)объявления (5)одиночество (17)одностишия (6)околесица (10)пародии (78)песня (16)подписка (12)поздравление (5)поисковые запросы (9)праздник (38)прикольные поздравления с днем рождения (17)проза (42)Путин (7)радио (11)распространение (7)рассказ (37)Редькин (10)россия (10)Россия (42)сайт (13)сатира (4)секс (20)сказка (54)Сказка (22)сказки (51)словарь (7)смешная сказка (26)смешные животные (15)смешные стихи (284)смешные фразы (18)спорт (5)стихи (162)Стихи (6)ТВ (12)трусы (10)фантазия (26)фото (11)футбол (7)хайку (4)хоккей (12)хокку (4)частушки (9)Черномырдин (8)Чехов (5)чёрный юмор (55)юбилей (6)юмор (285)
Красная бурда №1 - 2007
199
рублей
Красная бурда №1 - 2007
Красная бурда №11-12 - 2003
199
рублей
Красная бурда №11-12 - 2003